Старики выступали хранителями
казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было
безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как
предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.
Преклонение перед старшими
закреплялось не только обычаями, но и официальными, “писанными”, казачьими
законами. Так, в Положении “Об общественном управлении станиц казачьих войск,
статья 556 гласила: “В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет
главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и
утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим”. Ст.
568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана,
предусматривала: “Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки
оказывали должное уважение к старикам”.
Старики не занимали
официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда
играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на
решения станичных сборов.
Младшие по возрасту никогда
не обращались к ним без предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя
было вмешиваться в разговор старших В обычае говорилось: “Объясняй и советуй
только тогда, когда у тебя совета спросят”. Без разрешения стариков не садился
даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков.
При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке “смирно”,
не строевых возрастов и без формы – сняв шапки.
Кубанские старожилы
вспоминают: “Видят тебя или нет сидящие или идущие старики – надо снять шапку
или поклониться, поприветствовать”. Распоряжения старших выполнялись
беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только “на
Вы”. По обычаю нельзя было окликать впереди идущего старшего, если требовалось
что-то сказать, а следовательно догнать старшего и, поравнявшись, обращаться к
нему. Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.
В казачьих семьях, за столом,
право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб
нарезал только хозяин дома. Бывало, что пожилой старик мог беспрепятственно
наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын
возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу. Сход
утверждал решение учить непокорных сыновей и тут же “всыпали горячих” по числу
прожитых годов виновника. “Ученый” вставал и вместе с отцом благодарил мир за
науку.
Не следует полагать, что
почитание старших в казачестве насаждалось только силовыми методами. Сам образ
жизни казаков, множество традиций и обычаев способствовало тому, что у молодого
поколения вырабатывалось чувство поклонения и уважения к старшим, тем, которые
знали все тонкости джигитовки, рукопашного боя, артистически владели всеми
видами оружия. Невозможно было обойтись без знаний в поле, в быту, в праздники
и трауры.
Почитание старших в казачьем
обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети,
вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его
уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой.
Воспитание по пословице: “Казни сына от юности, да утешит тя в старости” давало
казакам уверенность за свое будущее и сохранение устоев.
|