Военная служба казака всегда рассматривалась как основа его жизненного
уклада. Наличие в казачьей традиции двух «миров» военного и гражданского,
взаимосвязанных и вместе с тем достаточно самостоятельных, и предопределило
бытование ряда обрядов касающихся перехода казака из одного в другой. В первую
очередь это проводы казака на службу.
Обряд перехода - проводы казака на службу, близок к русским рекрутским
обрядам, однако в казачьей культуре он имеет ряд существенных отличий (в первую
очередь - многократная повторяемость обряда в течении жизни казака), на которые
указывала М.А.Рыблова при исследовании данной темы у верхнедонских казаков. Эти
же отличии характерны и для кубанской казачьей традиции.
Необходимо отметить, что, несмотря на важную роль обрядов перехода из
мира гражданского в войсковой в кубанской казачьей культуре,
исследовательский интерес к этой теме весьма скромен. Существует лишь несколько
публикаций, в которых можно найти фрагментарное либо поверхностное описание
проводов у кубанских казаков. В связи с этим, большое значение имеют
воспоминаний Ивана Приймы, в которых есть подробное описание обряда, основанное
на личном участии автора - казака ст.Ахтанизовской. Неосвещенность в научной
литературе, в работе компенсируется полевыми материалами, собранными в
ходе работы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции. Помимо
ограниченного количества источников, необходимо отметить широкую вариативность
самого обряда, его зависимость от локальной традиции, статуса казака, семейного
положения, и др.
За некоторое время до ухода на службу, молодой казак освобождался от
ежедневной работы по хозяйству, а был занят подготовкой снаряжения. В
воспоминаниях И.Приймы приводится большой список (около 54-х) элементов
входящих в снаряжение казака и необходимых для прохождения службы. Отсутствие,
негодность какого-либо элемента, при проверке новобранца станичным атаманом, за
несколько дней до проводов, наказывалось словесным выговором казаку и его
родителям (в первую очередь отцу), и все требования к снаряжению беспрекословно
выполнялись в кратчайшие сроки. Кстати, в советское послевоенное время,
информанты отмечали, что внешний вид новобранца был полной противоположностью
по сравнению с досоветским периодом: латанная, старая, ношеная одежда и такая
же обувь.
При упоминании проводов, информаторы нередко употребляли лексему
«выряжать»: «Выряжать на службу» - то есть не только подготавливать «справу»,
но и провожать на службу казака – «Выряжалы за ворота козака». Кстати, в
украинском языке «выряжать» - обозначает «одевать».
Собранное снаряжение было довольно таки объемным, поэтому оно в походных
сундуках нередко заранее отправлялось на подводах к пункту сбора того или иного
отдела. Помимо подготовки материальной, обязательным, для новобранца считался
пост – подготовка духовная, который заканчивался напутственным молебном.
Примерно за день до назначенной даты проводов, утром, казаки
съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился
молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и
родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Молодые казаки
покупали в храме «охресты», которые хранились в станичной церкви до их
возвращения со службы.
Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма. Для этого
из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя
молебен, причащал и окроплял молодых казаков. Уже во время молебна,
«примечали», какая судьба ждет казака – если конь стоит, опустив голову во
время церковной службы – казак домой не вернется. После церковной службы
станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого
и благополучного возвращения: «Благодарылы атцов, матерей шо вырастылы сынов,
проводылы на службу».
«Вечер»/ «обед»/ «празнык» / «гулянка»/ «проводы» - проводилась либо вечером
этого дня, либо на следующий. Часто на проводы не приглашали, люди приходили
сами. В других случаях новобранец сам лично ходил по станице и приглашал
станичников. С собой гости приносили подарки: мыло, рубашка, бритва, продукты.
В качестве подарка могли выступать деньги: «Натэ серебро, шоб було вам добро в
армии. А тоди ще грощи мидни, шоб ваша армия нэ була бидной». В некоторых
станицах новобранец, если был неженат, вечером шел приглашать молодежь: «Он
пашел, у нас тут называлась, вот сечас где ДК стаит, тада ево не было, а вот
хадили туда-сюда вот так от, называли Брехаловка – площадь. Гуляли вся
маладешь. И вот я гаварю: «Слава, многа будеть маладых девак?». Он грит: «А,
нет». […] И как пашел он, привел усю Брёшку». Молодые девушки и парни в доме
казака пели, танцевали, играли, а затем все садились за стол. Уже за столом,
крестная мать перевязывала его крест накрест рушником. Перевязывать полотенцами
могли и так: «Перехвачивалы [полотенцами] одын раз крестный батько, одын раз –
ридный». Девушки прикалывали булавками платочки/цветы к черкеске на груди
казака, либо перевязывали ему руки/правую руку. При этом первый платочек/цветок
повязывала/прикалывала невеста новобранца, и дарила ему вышитый кисет для
табака. Замужние женщины, также могли повязывать, но не платочки, а полотенца:
«Подруги девушки платочки цепляли, перевязывали руки, а дамочки и другие гости
– рушники такие хорошие. Навяжут аш жарко»; «Выделяли ево – шоб все знали». На
головной убор – папаху – прикалывали бумажный цветок или красную ленту. После
угощения, молодежь расходилась, а за столом оставались взрослые.
Участие молодого казака во время прощального ужина, когда за столом
оставались взрослые, строго регламентировалось. За столом, неженатый казак сидел
в святом углу, между отцом и матерью. Так, И.Прийма, отмечал, что провожающий
должен был каждому поднести стакан водки и вина: «Угощаемые мною гости высказывали
мне свои добрые пожелания – благополучной дороги, успешной службы и счастливого
возвращения. Дяди давали мне более или менее пространные наставления, стараясь
предостеречь меня от возможных ошибок и опасностей. У каждого из них был
большой жизненный опыт, и они теперь старались передать мне крупицы этого
своего добра». Нередко гости просиживали за столом всю ночь, предаваясь
воспоминаниям о былых временах и военных победах. Беседы прерывались
песнями. Можно отметить, что песенный репертуар также был довольно определенным
в сюжетном отношении. Большая часть текстов, сюжетно была связанна с тяготами
казачьей службы, разлукой с семьей, военными темами. Многие из этих песен были
сугубо мужскими. Тем не менее, на Кубани выделилась группа песен, приуроченных
именно к проводам. Наиболее широко распространенные, которые встречаются и на
территориях других казачьих войск, это: «Последний нонешний денёчек», «Конь
боевой с походным вьюком», «Прощай любезная станица», «Провожала маты сына у
солдаты», «За лесом сонце воссияло», «Вышел пастух ва лужок», «Як сидив кочет
на воротах», «Ой там пры далыни там жила вдова», «Прощай станыця, горад Кавказ»
и др.
Утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и
завтракали. Выйдя из-за стола, выходили во двор, где родители благословляли
сына на добрую службу. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону (во время
благословения они трижды ими менялись). Молодой казак стоял перед ними на
коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было».
Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного
возвращения. Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей.
Мать одевала сыну крестик: «Вешалы крест, и даже вроде этат крест заговарывалы
ат пули», или медальон (чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия
Победоносца) и трижды говорила: «Господи благослови. О цэ тоби идти в пути,
Господь впэрэди, Матирь Божа с ными, а ты за ными», - а отец давал наказ:
«Служить чесно, дабрасовесно, выполнять, вси приказы камандира… и свово,
лошадь, свово друга верного жалей, ухаживай, - наказ давал, - это тебе будет
щасте», и вручал узелок с родной землей. Остальные провожающие в это
время могли исполнять молитвы «Отче Наш», «Верую», пели «Многая лета».
В некоторых станицах, уже после благословения, казак возвращался в дом за
умышленно оставленной вещью. Хотя в обычной жизни, возвращение рассматривается
как неблагоприятное для будущих дел явление, то в данном случае считалось,
что это поспособствует его возвращению со службы. При этом, выходил
новобранец из дома спиной вперед - поочередно закрывая двери из комнат в
«колидор», из «колидора» во двор. Дом новобранец должен был сам закрыть на
замок, а ключ отдать родителям.
Важным этапом считался выход со двора. Казак должен был выйти только через
ворота, при этом некоторые информаторы отмечают, что на воротах простилали
рушник. Первым выходил казак, затем в последовательности: родители, жена ведя
коня, гости. Неженатому казаку коня могли выводить и невестка, сестра, младший
брат, или мать: «Мать выводит через платочек за уздечку выводит коня: «Я тебя
провожаю и што б я тибя на коню обратно встрела»; «А оце сэстры нэ було, так
коня выводыла нэвистка». В момент, когда выводили коня, следили за его
поведением: «Примечалы, кинь споткнувся, щастя нэ будэ»; если конь
заржет, то его хозяин со службы не вернется.
На улице казак кланялся на четыре стороны. Женатый казак садился на
коня и сидя в седле, одевал жене черную шаль – «печальник». Этот головной
убор женщина носила в праздничные дни на протяжении всего периода службы
мужа: «Шаль, если сын погиб, уже запрещали носить невестке». К площади, где
собирались все казаки, неженатого новобранца девушки вели под руки. Женатый же
сидел на коне, которого вела жена до места сбора.
На площади собирались новобранцы и провожающие. Здесь могли вновь провести
молебен. Отсюда, кто пешком, кто сидя на подводах или верхом на конях
станичники направлялись к тому месту, которое исторически в станице было
связано с проводами казаков на службу. В большинстве станиц, данный локус имел
и свой топоним, в названии которого прослеживается связь с исследуемым
ритуалом: Прощальная балка (ст.Переяславская), Провожательный дуб
(ст.Ставропольская), Ридна Могылка (ст.Пашковская). Границей мог выступать мост
через реку, камень, сад: «И о цэ тут було, дэ мы живэм, тут знаитэ якэ було
мисто. Як садочок, груши булы. Прямо сад був. Цэ называлы до Малой Убынкы. О цэ
их сюды. Дальше уже не провожають, тут прощаюца»; «Вот там речка бежит, за
речку на бугор выходют, выпивают, там прощаюца и от это паехали верхамы»; «И
вот туды, вона вниз, там у нас на низу был мост. Щас ево уже как кладка
сделана. И тама бальшой камень стаит. И там вседа, дак туда сведуть, па Урупу
праважали».
На этом месте/границе вновь повторялась процедура прощания. Уезжающие на
службу и провожающие их, выпивали по чарке «за каждое из трех желаемых событий:
за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение».
В качестве оберега, могли использовать землю, которую
казак должен был взять на границе станичного юрта - «обжитого»,
«человеческого», «своего» с «чужим», «неосвоенным» пространством, а затем
засыпать ее себе за воротник: «родная земля сохранит тебя от погибели и
приведет живым туда, откуда она взята». Другими оберегами считались
гадючья кожа зашитая в казачий пояс, различные молитвы зашитые в одежду,
папаху.
В советский период многие элементы обряда проводов на службу сохранялись и
сохраняются сегодня (например, повязывание/прикалывание платочков,
благословение родителей, обед, одевание крестика и др.). Объяснением тому могут
служить слова информантов: «С салдатом всему веришь, хоть бы отслужил. Паэтому
делали все»
Источник: http://www.yuga.ru/kazaki/culture/index.shtml?id=4341 |