Алексеево-Акатов
женский монастырь "Перекрестись,
сынок", - негромко сказала женщина средних лет стоявшему
рядом с ней подростку, когда священник с амвона
осенил молящихся Евангелием.
И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал
осенять себя крестным знамением. "Во имя Отца,
и Сына и Святаго Духа", - еле слышно шептали губы,
а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное
выражение. Как отрадна такая картина! Но
как же часто, к сожалению, приходится видеть иное
- верующие люди, по многу лет посещающие богослужения,
крестятся совершенно неправильно... Один
машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой
сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не
креститься, а осыпает себя солью; третий - со
всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди.
Что
уж говорить о самой распространенной ошибке, когда
руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле
шеи. Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в
коем случае. Еще
святитель Василий Великий писал: "В Церкви все
благообразно и по чину да бывает". Крестное знамение - видимое свидетельство нашей
веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или
нет, надо просто попросить его перекреститься,
а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще,
все станет ясно. Да и вспомним евангельское: "Верный
в малом и во многом верен" (Лк. 16, 10). Внешне
молитвенное чувство проявляется в осенение себя
крестом (по-славянски "крестным знамением", т.е.
изображением, знаком креста), в коленопреклонении
и поклонах-малых(поясных) и великих (земных,касаясь
земли коленями, руками и головой).
Крестное знамение совершается правой рукой.
Для этого соединяем первые три перста(пальца)
вместе,а два остальных-безымянный и мизинец-пригибаем
к ладони. Тремя соединенными перстами прикосаемся
ко лбу,ко груди, к правому и затем к левому плечу,изображая
крест на себе ,и, опустив руку, кланяемся.
Соединение трех перстов означает нашу веру во
Святую Троицу: Бога Отца, Бога сына и Бога Духа
Святого; два же пригнутые перста означают нашу
веру в Сына Божия Иисуса Христа: что Он имеет
два естества-есть Бог и человек, и ради нашего
спасения сошел с неба на землю.
Крестное знамение полагаем на чело,чтобы освятить
телесные силы и призвать благословение на дела
рук наших. Крестное знамение символизирует призывание
имени Божия и славословие Бога, поэтому оно совершается
обычно при словах "Во имя Отца и Сына и Святаго
Духа" или при любом другом начале молитвы ,и словах
"Слава Отцу и Сыну и Святому Духу" или при другом
каком-нибудь славословии и в конце молитвы.
Как не подобает призывать имя Божие всуе,т.е.без
надобности и неблагоговейно, так и крестное знамение
не следует творить часто и поспешно, а тем более
небрежно. Когда
священник благословляет,произнося "Мир всем",надо
поклониться,не совершая крестного знамения;при
осенении же крестом полагаем и мы на себя крестное
знамение.
Поклонами мы выражаем благоговение наше к Богу
и покаянные чувства. Земные поклоны,столь частые
в дни покаяния и поста, особенно Великого поста
перед Пасхой,не принято совершать в дни общей
духовной радости-в воскресные дни, в великие праздники,от
Пасхи до дня Святой троицы и от Рождества до Богоявления.
Причастившись
Святых Христовых Таин,не делаем земных поклонов
в тот день.
Коленопреклонение, т.е.стояние на коленях,бывает
в храме во время чтения особых коленопреклонных
молитв. Молиться нужно благоговейно и неспешно, со вниманием
и не суетясь, ибо молитва-это беседа с Богом.
Если времени мало,лучше прочесть одну-две молитвы,отложив
остальные на удобное ближайшее время. Если при чтении книги важно не столько прочитать
ее,сколько поразмыслить над ней, если в обычной
беседе важно не только сказать,но и выслушать
другого,то тем более, читая молитву, следует подумать
над словами ее и,произнеся молитву Богу,нужно
выслушать и ответ Его. Настоящая молитва создает особую настроенность
жизни христианина и определяет его поступки, его
поведение, и в этом-результат молитвы, ибо не
напрасно сказал Господь:"Не всякий,говорящий Мне:
Господи,Господи!-войдет в Царство Небесное,но
исполняющий волю Отца Моего Небесного". (Мф.7,21).
Источник: http://www.geocities.com/pravoslavie2000/kres.htm |