Если
вы хотите, чтобы поданная вами в алтарь поминальная
записка было прочитана внимательно и неспешно,
помните правила:
1. Пишите четким, понятным почерком, лучше - печатными
буквами, стараясь упоминать в одной записке не
более 10 имен. 2.
Озаглавьте ее - "о здравии" или "о упокоении".
С изображением креста.
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос "кого"?).
4. Ставьте полную форму имени, даже если поминаете
детей (например, не Сережи, а Сергия). 5.
Узнайте церковное написание светских имен (например,
не Полины, а Аполлинарии; не Артема, а Артемия;
не Егора, а Георгия).
6. Перед именами священнослужителей укажите их
сан, полностью или в понятном сокращении (например,
иерея Петра, архиеп. Никона).
7. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7
до 15 лет - отроком (отроковицей).
8. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы,
профессии поминаемых и их степени родства по отношению
к вам.
9. Допускается включение в записку слов"воина",
"монаха", "монахини", "болящего", "путешествующего",
"заключенного".
10. Наоборот, не надо писать "заблудшего", "страждущего",
"озлобленного", "учащегося", "скорбящего", "девицы",
"вдовицы", "беременной". 11.
В заупокойных записках отметьте "новопреставленного"
(усопшего в течение 40 дней по кончине), "приснопамятных"
(усопших, имеющих в этот день памятные даты),
"убиенных".
12. За тех, кого Церковь прославила в лике святых
(например, блаженную Ксению), молиться уже не
нужно.
О здравии поминают имеющих христианские имена,
а о упокоении - только крещенных в Православной
Церкви. На литургии можно подать записки: На
проскомидию - первую часть литургии, когда за
каждое имя, указанное в записке, из особых просфор
вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются
в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов
поминаемых; На
обедню - так в народе называют литургию вообще,
и поминовение за ней в частности. Обычно такие
записки прочитывают священно- и церковнослужители
перед Святым Престолом; На
ектению - поминовение во всеуслышание. Его обычно
совершает диакон. По окончании литургии эти записки
во многих храмах поминаются вторично, на требах.
Также
можно подать записку на молебен пли панихиду.
В
некоторых храмах кроме обычных записок о здравии
и о упокоении принимают заказные записки. Заказная
обедня о здравии с молебном отличается от обычного
поминовения о здравии тем, что в дополнение к
изъятию частицы из просфоры (что происходит при
обычном поминовении) диакон гласно читает имена
поминающихся на ектений, а затем эти имена повторяет
священник перед престолом. Но и на этом не оканчивается
поминовение по заказной записке - после окончания
литургии о них возносится молитва на молебне.
То
же происходит и на заказной обедне о упокоении
с панихидой - и здесь, после изъятия частиц с
называнием имен усопших, диакон гласно произносит
на ектений их имена, затем имена повторяет перед
алтарем священнослужитель, а затем усопшие поминаются
на панихиде, которая происходит после окончания
литургии. Сорокоусты
- это молебен, который совершается Церковью ежедневно
в течение сорока дней. Каждый день в течение этого
срока происходит изъятие частиц из просфоры. "Сорокоусты,
- пишет св. Симеон Солунский, - совершаются в
воспоминание вознесения Господня, случившегося
в сороковой день после воскресения, - и с той
целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба,
вознесся в сретение (то есть навстречу - ред.).
Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда
с Господом". Сорокоусты заказываются не только
о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Молебен - это особое Богослужение, при котором
просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании
милости или благодарят Бога за получение благ.
В храме молебны совершаются перед литургией и
после нее, а также после утрени и вечерни.
Церковное поминовение совершается только о тех,
кто был крещен в православной вере. Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным
в православной вере, не совершаются.
Источник: http://www.geocities.com/pravoslavie2000/zer.htm |